КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
 

                                        ОФИЦИАЛЬНЫЙ        САЙТ                                        

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной  школы № 11 г. Тавды

Печать

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

 

 

Классный час для учащихся 1 класса

«Салют, победа!»

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства.

Оформление класса: плакаты о войне, о Победе. Книга памяти Свердловской области. Выставка детских рисунков «Война и мир глазами детей».

Пословицы о войне, красочно оформленные детьми на отдельных листах бумаги.

ПОСЛОВИЦЫ

Повадился фашист на Советы ходить – тут ему и голову сложить.

Бей фашиста не в бровь, а в глаз – таков народа наказ.

Немец боек, а русский стоек.

Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.

Не только штык, но и колос врага колет.

Трактор в поле, что танк в бою.

И русский говорит «гут», когда немцев бьют.

За наше жито много врагов побито.

Пришёл незваным – ушёл драным.

Учитель. Сегодня мы проводим классный час, посвященный знаменательной дате – 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

65 лет прошло с тех пор, как закончилась война. Война нанесла тяжёлые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и посёлков. Трудно найти в нашей стране семью, дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял отца или мать, сына или дочь, сестру. Об этом должны помнить вы, маленькие граждане страны.

Кончалась жаркая июньская ночь, уже поднялась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941года.

1-й ученик

Рано утром, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит против нас…

Учитель: Началась война

2-й ученик

Год за годом заря над землёю вставала,

Поднималась Россия, забыв о былом,

И любовь мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала на сердце своём…

Только вдруг сорок первый ударил огнём,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнём.

3-й ученик

Глядит на них Родина, очи суровы:

- Откуда вы, кто вы! На что вы готовы!

В ответ поднимались отважные руки:

- Готовы на битвы, на годы разлуки,

Готовы на радость победных огней,

На голод, на холод могильных камней,

Готовы на всё ради завтрашних дней,

Ради завтрашних дней!

(Л. Ошанин)

Учитель. Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. Длилась война 1418 дней. 20 миллионов жизней советских людей унесла она.

Вспомним их поименно.

Горем

Вспомним

Своим.

Это нужно не мертвым.

Это надо – живым…

Учащиеся исполняют песню В. Белого «Орлёнок».

Учитель: Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. (Герои Советского Союза - Зина Портная, Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик).

4- ученик

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех,

Кто уже не придёт никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханием

будьте достойны! (Р. Рождественский)

Учитель. Но война – это не только тяжёлые кровопролитные бои, решающие сражения, такие, например, как победа под Москвой в декабре 1941 года, когда немцы в бинокли рассматривали город, им казалось, что Москва – столица нашей страны – уже покорена, завоевана ими. Однако им пришлось отступать и потерпеть крах в этой битве. Сталинградская битва, когда огромная по численности солдат армия Гитлера попала в окружение под городом Сталинградом, вместе с солдатами попали в плен многие высшие командиры – по этому поводу в Германии был даже объявлен траур; танковое сражение на Курской дуге, в котором советские танкисты доказали превосходство наших танковых войск. Это главные события войны, но война – это прежде всего тяжёлый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жены и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов, иногда они даже спали в цеху, не уходя домой. Жили впроголодь, не доедая, не досыпая, забыв о себе « Всё для фронта, всё для победы!» - это был главный лозунг тех дней и ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру.

5-й ученик

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Серые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

- Ребята первого класса исполняют частушки.

Зобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим.

И на море, и на суше

Разобьём и разгромим.

Наши танки в бой несутся,

Содрогается земля.

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля.

Мать сыночка провожала

И такой наказ дала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла»

Моросят дожди косые

На берлинском на пути.

Лучше матушки – России

В мире края не найти.

Учитель: 30 апреля 1945 года 22часа 50 минут над гитлеровским рейхстагом взвилось Красное знамя Победы.

Из рассказа Героя советского Союза сержанта Михаила Егорова: «Рота уже находилась возле канала, когда мне и младшему сержанту комсомольцу Кантария вручили красное знамя. На обычном красном полотнище краской серебрянкой наш брат солдат изобразил, как умел, серп и молот, великую эмблему Родины, и написал: «150 стрелковая ордена Кутузова II ст. Идрицкая дивизия». Нам предстояло поднять знамя над рейхстагом. Наши теснили немцев, но из всех щелей и укрытий рейхстага враг вёл непрерывный огонь…

Вышли на крышу, к железному коню, который там стоял. Оглянулись – под нами в дыму и пожарищах весь Берлин. Стелется чёрный дым, а снаряды рвутся даже здесь, на крыше… Знамя надо поставить на купол. Но купол был уже весь разбит, все стекла вылетели, остались одни металлические ребра. По ним пули бьют, тут же снаряды рвутся. Решили ползти вверх по этим ребрам. Посмотрели вниз – жутко: чёрная пропасть, стрельба не затихает, и на крыше, рядом, грохочут осколки снарядов… Кантария впереди, я за ним, карабкаемся по рёбрам купола. Наконец видим – выше лезть некуда. Верёвки не было, привязали накрепко знамя чехлом… Ну, теперь его отовсюду стало видно, знамя нашей Победы…»

6 –й ученик

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым,

Салют!

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

7 – й ученик

Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надёжный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

8 –й ученик

Мир и солнце,

Счастье, смех

Полагаются на всех!

И ребёнку во Вьетнаме,

И детишкам всем в Ливане,

Негритёнку, арабчонку,

И тебе, и мне!

Всем мальчишкам,

Всем девчонкам

На – ра- вне!

Учитель. Всё меньше остаётся тех, кто защищал нашу родину, к сожалению, время безжалостно. У нас в гостях сегодня ветераны. Представляем слово гостям.

Дети поздравляют их.

Вам поклон, солдаты,

За цветущий май,

За рассвет над хатой,

За родимый край.

Поклонюсь, солдаты,

Вам за тишину,

За простор крылатый,

Вольную страну.

Дети вручают ветеранам сувениры, сделанные своими руками.

 

 

Классный час «О войне должны помнить»

       Период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период героического подвига советского народа, который, не смотря на горести всей своей судьбы, не сломался и смог, чего бы ему это не стоило победить несокрушимого врага, отстояв для нас свободу и независимость Родины. Мы законно гордимся и восхищаемся тем, как героически прошли через годы военных тяжелейших испытаний наши деды. Мужественно и стойко воевали тавдинцы на всех фронтах, около 2,5 тысяч человек из них за ратные подвиги награждены орденами и медалями. По всей Европе от Москвы до Берлина воздвигнуты памятники и мемориалы советским войнам, где высечены и имена тавдинцев. На городском кладбище в 1961 году установлена скульптура война со знаменем, склонившимся над могилой погибших братьев по оружию. В Саитково в 1985 году воздвигнут обелиск, увенчанный звездой, существуют и другие памятники. Вместе с войнами разделили все тяготы войны труженики тыла, своим трудом приближая день Победы. Уходили на фронт отцы и братья, а их заменяли женщины и подростки. В те же грозные годы лесокомбинат производит значительно больше продукции, чем в любой год довоенных пятилеток. За выдающиеся успехи лесокомбинат был награждён. Ни сколько не уступал лесокомбинату в трудовых успехах фанерный комбинат, который выдал первую продукцию 22 июня 1941 года. Он выпустил сорта фанеры, которая смогла заменить алюминий для авиационной промышленности. Отмечался своими заслугами и гидролизный завод. А сколько можно перечислить примеров трудового героизма Судоверфи, Химлесхоза, станции Тавда, предприятий местной и кооперативной промышленности. А разве можно не упомянуть о том, что Тавдинский тыл это не только труд наших земляков, но и эвакуированных, прибывших вместе с предприятиями в сентябре, ноябре 1941 года. Вместе с эвакуированными трудились тысячи переселенцев. Труженики тыла не только достигли высоких результатов в производстве, но и собирали деньги на танковые колонны, на эскадрилью самолётов, участвовали в формировании Уральского добровольного танкового корпуса, слали посылки на передовую с тёплыми вещами и продуктами, участвовали в сборе денег в фонд обороны. В период Великой Отечественной войны 4453 труженика тыла были награждены медалью за доблестный труд в 1941-1945гг.

      Мы должны помнить о войне потому, что это наши прадеды защищали Родину. Всем известно по рассказам и по фильмам какой страшной была война, трудно представить себе это время. Ведь выжить было нелегко: везде взрывы, пожары. Тяжело было и в тылу. Ели тогда кусок чёрного хлеба или мёрзлую картошку. Сакова Софья Семёновна вспоминает, что летом нельзя было даже найти лебеду, её употребляли в пищу. Люди голодали, болели, лекарств не было и многие умирали. Всю работу выполняли женщины и подростки. Пахали и сеяли на тракторах, косили сено, жали серпом хлеб, рубили лес. Вот так об этом вспоминает Софья Семеновна: «В войну мы, шестнадцатилетние, были главной рабочей силой: пахали на лошадях, боронили, сеяли. В колхозе был один трактор и один комбайн. На тракторе работали Настя Лосева, а в конце войны прислали немца Краузе, то ли пленного, то ли какого-то другого. Он тоже был трактористом. Полей было много, поэтому всё вручную делали. Сеялку на шею - идёшь и разбрасываешь зерно. Когда поспевал урожай, для комбайна вручную жали полосу. Работали с зари до темна. Солнце всходит – должен быть в поле. Жали хлеб серпами. Норма была – где густая рожь – 15 соток на день, где реже – 20 соток. За 70 сжатых соток начисляли 1 трудодень. Я жала всегда больше 20 соток. Затем вязали снопы и ставили в бабки по 10 снопов. Работали по одному человеку, не бригадой, вечером бригадир замерял, кто сколько выкосит. Хлеб молотили и на лошадях отвозили до Городища, там грузились на баржу и по реке Тавде до города Тавды (осенью), а зимой – до города Тавды на санях. Сено ставили тоже вручную. Косили по одному, а метать ставили по 3 - 4 человека и давали мётчика, какого-нибудь парня или деда. Вечерами пряли шерсть, вязали рукавицы и носки и посылали на фронт. Всю войну голодали. Ели липу: листья сушили, толкли, сеяли и пекли лепёшки. Из лебеды и крапивы варили суп. Пырей копали, полоскали, сушили, толкли и добавляли в липу – лепёшки были вкуснее. Кто много травы ел (особенно крапивы) пухли от голода. Хлеба почти совсем не видели. Давали зерна по 150 грамм на трудодень, за год можно было заработать при хорошей работе 370 трудодней. Это полцентнера зерна. (Столько трудодней я однажды заработала). А на трудодни давали хлеб плохой – отходы. Добрый хлеб шёл на сдачу государству и на семена. За хорошую работу меня несколько раз приглашали в Тавду на слёты передовиков сельского хозяйства, награждали почётными грамотами. Ходили пешком. Однажды я дошла до деревни Покровки, там переночевала (так всегда делали), а оттуда с одной дояркой вместе пошли. Слёт был в Тавде, в клубе. Мы сидим, я говорю: «Вот бы нам туда (имею в виду президиум)», и вдруг слышу, называют мою фамилию. И в президиум избрали и дали медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». ходили в деревню и в город Тавду только в лаптях, а в Тавде надевали какую-то обувку кожаную. Были разные случаи: однажды повезли хлеб сдавать на лошадях, сдали и поехали назад, а возле деревни Саитково 4 волка подобрались сзади к саням, еле отогнали их и уехали. А хлеб сдаем, остановимся возле пекарни, нюхаем как хлебом хорошо пахнет, радовались от одного запаха. Однажды поохали мы в поле, а ворон летает, каркает, я говорю – беда будет. И действительно, пришла повестка на отца в трудармию. (Отец - Шатраков Семён Никанорович был участником 1 мировой войны, был в плену у немцев 6 лет, по годам его не взяли на войну). Отца отправили то ли в г. Камышлов, то ли на Богословский завод. Они работали до изнеможения, а кормили их плохо. В конце войны его отправили домой, Так как не было сил не только работать, но и ходить от голода. Доехал он до города Тавда, зашёл к сестре поесть, а там нечего было ему дать. Он вышел за город и лёг на дорогу. Его подобрали покровские крестьяне, довезли на телеге до Герасимовки еле живым. Выходили мы его, поправился и начал подвозить воду и горючее к трактору и комбайну. Одну зиму была на лесозаготовках в Тавде от шестого отделения. Послали от колхоза вместе с лошадью. Каждый день в лес ездили, я также возила солому. Работала на разных работах. Была 5 лет председателем ревизионной комиссии в колхозе, делали ревизии. Поставили на переработку молока. Сепарировала молоко, сбивала масло, варила творог. На 1 килограмм масла по норме сепарировали 25 литров молока, а у меня получался 1 килограмм масла из 15-18 литров молока. В колхозе я была в почете, постоянно получала благодарности. Днем тяжелая работа, да печаль. Пойдешь в поле жать, там плач – то на фронт забирают, то похоронка пришла. Но иногда вечерами в клубе собирались на танцы, молодые были, охота было повеселиться. Тоня Потупчик играла на гармошке. В конце войны выбрали меня бригадиром, год проработала и война закончилась. Из города сообщили, что конец войне. Все были в поле, я села на лошадь и поехала снимать всех с работы. Собрались в правлении колхозом. Все были рады – кто обнимался, кто плакал. У кого были ружья – стреляли в воздух. Мало кто с войны вернулся.

Классный руководитель: 9мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

 

Беседа для учащихся 7 класса

«Есть такое слово - выстоять

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны

Оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ведущий. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.

Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Ученица.

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово "выстоять",
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь тепла и солона.

Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Как вы понимаете слово - "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Ведущий. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

Звучит 7-я симфония Шостаковича.

На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского

               Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо - ты помнишь,

Родина

                Тихо сказала: "Вставайте на помощь…"

Родина?

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но - поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.

Ученик.

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!

(показ слайдов )

  • Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.
  • Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы.
  • Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.
  • Людмила Павличенко - снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков.
  • А.К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил.
  • А.Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг".
  • М.П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.
  • Мусса Джалиль (Залилов) - замечательный писатель, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.
  • Ю.В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.
  • Федор Полетаев Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь.

Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! (Показ слайдов )

Учитель. Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом. Наша память не должна ослепнуть.

Разве можно забыть Сталинград, Ленинград, Хатынь?

Хатынь.

Стой, человек! Море, застынь!

Замрите в полете, птицы!

Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!

Смотрите все нам в лица.

Ученик. Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – согнали в большой сарай. И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай.

149 человек погибли в огне.

Динь-динь – стонет Хатынь.

Болью людскою дымится.

Звонами-стонами снова Хатынь

В наши сердца стучится.

Ученица.

Сотни тысяч заживо сожженных

К нам взывают сквозь года.

Загляните же в глаза тех обреченных,

Что ушли из жизни навсегда.

Как же перед ними оправдаться?

Как же объяснить, что вновь

Дети перестали улыбаться

И невинных рядом льется кровь?

И уже забыли все о том,

Как же крик предсмертный страшен

Дитя, терзаемого палачом?

Учитель. Все-таки люди, расстрелянные во тьме ночной, были, есть и будут живее своих палачей.

Звучит песня военных лет.

Девушка.

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава

Выходит юноша, становится рядом с девушкой.

Звучит «Реквием» Р. Рождественского.

Ученик. Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

… Весна опять над родиной моей,

И шум берез, и крики журавлей.

А значит, скоро новый День Победы.

Спасибо вам, мои деды, за это!

Л. Захарова

Учитель. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

Ученица.

Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Ветеранам нельзя на покой уходить,

Когда мир вновь тревогой объят.

Люди новой войны не должны допустить,

По ночам ветераны не спят.

Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

Учитель. Мы многим обязаны нашим ветеранам. И сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны (называет фамилию, имя, отчество). Поприветствуем его и с благодарностью выслушаем все, о чем он нам расскажет.

Ученица.

Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

 

Дети – герои Великой Отечественной войны

(сценарий классного часа в 5 классе)

Ведущий: Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.

(проигрывается один куплет песни «Священная война»)

«Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жён, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идёт начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское». Да. Война – не детское дело. Так должно быть. Но эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

Первый ученик:

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизаном связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовых ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман

Учитель просит детей внимательно слушать и принять участие в викторине, после окончания рассказов.

Ведущий: Каждый приближал победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то вставал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал, не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышлёные дети из того, что происходило вокруг? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?

Второй ученик:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ведущий: Ещё они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе… Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Ещё они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.

Третий ученик:

Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

Ю. Воронов

Ведущий: Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребенком? Кто отнял у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!

После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.

Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

«Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»

«Мама умерла 13 мая 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 г.

Свыше 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)

(ведущий проводит викторину, помещённую в презентации)

Линия фронта не дошла до нашего городка. Но сколько наших земляков ушло воевать! Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши дедушки воевали, а ваши бабушки своим трудом помогали устоять фронту.

(рассказы детей о ветеранах войны)

Ведущий: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, ей нет конца и края. Но победа пришла!

( песня «День победы»)

Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом великая правда. Потому о войне надо говорить не только по праздникам.

Четвёртый ученик: 65 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут как реки. Но как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

(стихотворение на последнем слайде презентации)

Ведущий: Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

Пятый ученик:

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

 
Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения