СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

                  ОФИЦИАЛЬНЫЙ                                            САЙТ                                        

Муниципального   автономного      общеобразовательного  учреждения

средней общеобразовательной  школы №11 г.Тавды

страничка психолога

 

 

 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

  •  Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
  • Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
  • Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  •  Научись пользоваться словарями и справочником. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила и формулы в справочниках.
  • Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
  • Если то, что изучали на уроке тебе показалось трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
  • Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать ( то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
  •  В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.
  •  Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
  •  Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
  • Убери со стола все лишнее – то,  что может отвлекать. Приготовь все, что нужно для выполнения первого задания (учебник, карты, карандаши, словари, справочники и т.д.). После выполнения первого задания, приготовь необходимые предметы для следующего. 
  • Между уроками делай небольшие перерывы.
  • Сначала постарайся понять материал, а потом его запомнить.
  • Прежде, чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правило, на которое оно направлено.
  • При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
  • Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным.
  • Если материал, который нужно выучить, очень большой и трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.
  •  Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, заранее распределив нагрузку равномерно.
  • При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответе на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
  • Составляй план устного ответа.
  •  Проверяй себя.

 

 

 

Причины трудностей в обучении младших школьников

 

20% детей пропускают буквы в письменных работах:

— низкий уровень развития фонематического слуха;

— слабая концентрация внимания;

— несформированность приёмов самоконтроля.

 

19% постоянно допускают орфографические ошибки, хотя знают правила:

— низкий уровень развития произвольности;

— несформированность приёмов учебной деятельности;

— низкий уровень объёма и распределения внимания;

— низкий уровень развития кратковременной памяти;

— слабое развитие фонематического слуха.

 

17% страдают невнимательностью и рассеянностью:

— низкий уровень развития произвольности;

— низкий уровень объёма внимания;

— низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

 

14,8% испытывают трудности при решении математических задач:

— плохо развито логическое мышление

— слабое понимание грамматических конструкций;

— несформированность умения ориентироваться на систему признаков;

— низкий уровень развития образного мышления.

 

13,5% испытывают затруднения при пересказывании текста:

— несформированность умения планировать свои действия;

— слабое развитее логического запоминания;

— низкий уровень речевого развития и образного мышления;

— заниженная самооценка.

 

13,1% детей неусидчивы:

— низкий уровень развития произвольности

— индивидуально-типологические особенности личности

— низкий уровень развития волевой сферы

 

12,7% детей испытывают  трудности в понимании объяснения учителя

с первого раза:

— слабая концентрация внимания;

— несформированность приёма учебной деятельности;

— низкая степень восприятия и произвольности.

 

11,5 % детей постоянная грязь в тетради:

— слабое развитие моторики пальцев рук;

— недостаточный объём внимания.

 

10,2 % плохо знают таблицу сложения (умножения):

— низкий уровень развития механической памяти и долговременной памяти;

— слабая концентрация внимания;

— несформированность приёмов учебной деятельности.

 

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы:

— несформированность приёмов учебной деятельности;

— низкий уровень развития произвольности.

 

9,5% детей забывают дома учебные предметы:

— низкий уровень развития произвольности;

— низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

— основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

 

8,7% плохо списывают с доски:

— не научились работать по образцу.

 

8,5% домашнюю работу выполняют отлично, с работой в классе справляются плохо:

— низкая скорость протекания психических процессов;

— несформированность приёмов учебной деятельности;

— низкий уровень развития произвольности.

 

6,9% любое задание приходиться повторять несколько раз, прежде чем  ученик начнёт выполнять:

 

— низкий уровень развития произвольности;

— несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

 

6,4% детей постоянно переспрашивают:

— низкий уровень объёма внимания;

— слабая концентрация и устойчивость внимания;

— слабое развитие кратковременной памяти;

— несформированность принять учебную задачу.

 

5,5% ребят плохо ориентируются в своей тетради

— низкий уровень ориентировки в пространстве, уровень восприятия;

— слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

 

4,9% часто поднимают руку, а при ответе молчат:

— не воспринимают себя как школьника;

— заниженная самооценка;

— трудности в семье;

— внутреннее стрессовое состояние.

 

0,97% комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями:

— трудности в семье;

— перенесение функции матери на учителя.

 

0,7% детей долгое время не могут найти свою парту:

— слабое развитие ориентировки в пространстве;

— низкий уровень развития образного мышления и самоконтроля.

 

 

Рекомендации для родителей

 

Как управлять своими эмоциями

 1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Ведь нет эмоций плохих или хороших, стопроцентно вредных или стопроцентно полезных. По мнению  Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы  владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

 

 

 

2. Джонат Свифт сказал: «Отдаваться гневу  часто - все равно, что мстить самому себе  за  вину другого человека ». Возьми эти слова   своим девизом.

 

 

 

3. Необходимое условие радостного настроения –   хорошие заимоотношения с людьми.

 

  И наоборот: радостное восприятие жизни – залог  симпатии и расположения к тебе других. Прав   Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон  есть признак прямодушия и сил».

 

 

 

4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграть эти  эмоции внешне, но мирным путем.

 

 

 

Психологи рекомендуют:

 

   - сообщайте о своем чувстве, не обвиняя своего ребенка, а делясь с ним переживаниями;

 

   - говорите дружелюбно, открыто.

 

 

 

 Ваши слова, интонации, жесты, мимика поза должна  находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивым

 

 

  

Конфликты – довольно распространённая ситуация в общении. Они являются естественной частью нашей жизни, могут ожидать нас при встрече с новым человеком или в беседе с давно известным. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности.

 

     Конфликт (лат. confliktus) – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами: лицами или группами.

 

     Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.

 

     Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях, в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:

 

 Конкуренция – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.

 

Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

 

Компромисс – выбор, при котором сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

 

Уклонение – уход от конфликтных ситуаций, от достижения собственных целей.

 

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

 

 

 

Шесть ступенек к разрешению конфликта

 

1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

 

2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены и какую смотреть телевизионную программу?

 

3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

 

4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

 

5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

 

6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

 

   

Тест «Самооценка конфликтности»

 

Тест позволяет определить степень собственной конфликтности.

 

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице.

 

Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

 

 

1. Рветесь в спор       

7   6   5   4  3  2  1

Уклоняетесь от спора

2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7   6   5   4  3  2  1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

 

7   6   5   4  3  2  1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов           

 

7   6   5   4  3  2  1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7   6   5   4  3  2  1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку      

 

7   6   5   4  3  2  1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер       

 

7   6   5   4  3  2  1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

7   6   5   4  3  2  1

Уступаете в спорах

9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта  

 

7   6   5   4  3  2  1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

 

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

  

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

 

50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

 

30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

 

15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

 

Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой – либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

 

 

 

 Основные правила поведения в конфликтной ситуации

 

1.   Правило справедливого отношения к инициатору конфликта.

 

Для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошёл по «кривому пути», нужно справедливо и, главное терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, а внимательно и доброжелательно его выслушать.

 

 2.   Не расширять предмет ссоры, зону конфликта.

 

Под предметом понимается причина недовольства партнёра: что конкретно не устраивает. Конфликт обычно разгорается вокруг какой-либо конкретной ситуации, идеи, поступка. Если уж он возник, лучше остаться в рамках спорной проблемы, не переносить его ни на что другое. Когда предметов конфликта много, ссора неизбежно затягивается, и «ей не видно конца». Сократите чисто претензий!

 

 3.   Правило позитивной формулировки острой ситуации.

 

«У меня сегодня очень болит голова, вы не могли бы говорить немного потише?»

 

Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации, способствует смягчению конфликта.

 

 4.   Правило эмоциональной выдержки.

 

Самое обязательное условие спора – максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. В голосе и словах не должно быть и намека на раздражённость, гнев, упрёк, оскорблений в адрес партнёра.

 

Очень трудно оставаться спокойным, когда вам предъявляют беспочвенные обвинения, оскорбляют, предъявляют нелепые (с вашей точки зрения) требования и претензии. Это,  как правило свидетельствует о том, что конфликт вызван какими-то глубинными интересами, которые вам необходимо учесть, чтобы найти решение проблемы и восстановить взаимоотношения.  

 

 5.   Правило обезличенного спора.

 

Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека. Нельзя, чтобы претензии по поводу громкого телефонного разговора человека переходили в оскорбление его личности. «Вы не просто громко говорите, вы – болтун!»

 

 

 

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

 

Безусловно принимайте ребенка – любите его не за то, что он красивый, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

 

   Активно слушайте ребенка – «возвращайте! Ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

 

  Бывайте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

 

Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется сам.

 

 Помогайте, когда ребенок просит.

 

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.

 

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, о том, что чувствуете вы, а не о нём, о его поведении.

 

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

 

Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

 

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

 

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя!

 

Помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем!

 

 Обнимайте вашего ребенка не менее ЧЕТЫРЕХ, а лучше по ВОСЕМЬ раз в день!

 

ПУСТЬ СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ ПОСЕЛЯТСЯ В ВАШЕМ ДОМЕ!

 

  

Памятка для родителей, имеющих детей среднего и старшего школьного возраста

 

·                     Обязательно поговорите с ребенком серьезно. Выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы.

·                     Встретьтесь с учителем, возможно, он расскажет вам причину беспокойства.

·                     Внезапное изменение в поведении ребенка может быть связано с обстановкой дома. Если такая проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка, говорите ему правду, но не вдавайтесь в подробности. Скажите ребенку, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу и успешно учиться.

·                     Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным.

·                     Объясните ребенку, что ему самому придется решать возникающие проблемы, и вы всегда ему в этом поможете.

·                     Постарайтесь напоминать ребенку интересные и веселые случаи, которые произошли с ним в школе. Это его поддержит. Хвалите его за старания.

·                     Благодарите учителей за преподавание, хорошее отношение к детям, это настроит человека доброжелательно к вашему ребенку.

·                     Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти.

·                     Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

·                     Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

·                     Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

·                     Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.

·                     Поговорите с учителем без претензий, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.

·                     Найдите стимул (только не деньги), чтобы ребенок старался успешно заниматься.

·                     Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится.

·                     Договоритесь с учителями, чтобы ваш ребенок мог показать свои знания именно в определенный момент перед всем классом.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ваш ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься”. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Позвольте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”. 

  Четыре шага к избавлению от драчливости

 

Шаг 1. Введите правило абсолютной нетерпимости к дракам
Выберите время, чтобы спокойно поговорить о своем беспокойстве по поводу драк. Говорите серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравится его поведение, и объясните, почему вы этого не одобряете. Обсудите вместе с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения у участников драки, плохое мнение окружающих, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте. Возможно, вы услышите о том, каковы причины, о которых вы не знали. Предложите помощь в решении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и о штрафных санкциях, которые будут применяться, если он не прекратит драться: «Если я еще раз увижу, что бьешь сестру, ты перестанешь играть и отправишься на 15 минут в угол». Просмотрите перечень штрафных санкций и выберите те, которые соответствуют возрасту и характеру вашего ребенка.

 

Шаг 2. Научите ребенка приемлемым альтернативам
Слова, что драться нельзя не подскажут ребенку, что же можно делать вместо этого. Помогите найти подходящие средства, чтобы справиться с негативными переживаниями, не прибегая к драке. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: «Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки». Затем выберите один какой-либо вариант  и обучите ему ребенка. Повторяйте его снова и снова, пока ребенок не научится. Вот варианты:
Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте (бить по подушке или наносить удары по подвесной груше).
Использовать формулу «Я хочу, чтобы …». Ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Обзывать и унижать другого человека недопустимо.
Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Можете принести туда игрушки, карандаши и бумагу, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться.
Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.

 

Шаг 3. Закрепляйте «мирное» поведение
Один из самых простых способов изменить поведение ребенка – это «поймать» его на хорошем поведении. Однако большинство родителей меньше всего пользуются этим. Каждый раз, замечая, что ребенок справляется со сложной ситуацией спокойно, выражает огорчение, не затевая драки, и держит себя в руках, отметьте его поведение и дайте понять, как вы цените его старания. «Я заметила, что ты был очень зол, но отошел в сторону, чтобы успокоиться. Это хороший знак», «Ты словами объяснил другу, что ты не в себе. Очень хорошо!». Помните, что дети будут стремиться повторять поощряемое поведение. Это также одно из лучших средств сделать желаемые поступки привычкой.


Шаг 4. Применяйте штрафные санкции, если ребенок продолжает драться
Если ребенок продолжает драться, остановитесь, глубоко вдохните и остыньте, прежде чем реагировать, а затем примените ранее оговоренные штрафные санкции. Не читайте нотаций и, самое главное, не бейте своего агрессивного ребенка, поскольку он может понять так: «ага! Взрослым можно драться, а детям нельзя!» Вместо этого возьмите маленького забияку за руки и скажите: «Мы договорились, что драки непозволительны. Ты не будешь смотреть телевизор сегодня вечером». Ребенок должен послушаться. Если нет – штрафные санкции удваиваются.


Примерный перечень штрафных санкций


1.Дополнительные обязанности (кроме тех, которые ребенок уже выполняет).
2.Денежный штраф. Если ребенок имеет деньги, заведите дома «штрафную» банку с крышкой, которая должна находиться в определенном  месте. Заранее согласовывается сумма денежного штрафа за определенные проступки. Когда банка наполнится, эти деньги можно использовать на благотворительные цели по решению семьи.
3.Извинение. Формы могут быть самыми разными: слова «простите, я виноват», сказанные с таким выражением, которое подтверждает, что ребенок действительно сожалеет; записка; разговор лицом к лицу с пострадавшей стороной; маленький подарок, сделанный своими руками.
4.Лишение привилегий, домашних развлечений (тех, которые родители могут контролировать).
5.«Стул для размышлений» - спокойное, безопасное, хорошо освещенное и изолированное место в доме, где не должно быть игр, игрушек, телевизора, телефона и других отвлекающих факторов. Длительность временной изоляции для детей до семи лет – это минута за каждый год жизни ребенка.

 

Газета «Школьный психолог», 2008г., №1. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»