ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

                  ОФИЦИАЛЬНЫЙ                                            САЙТ                                        

Муниципального   автономного      общеобразовательного  учреждения

средней общеобразовательной  школы №11 г.Тавды

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

Положение об элективных курсах     

Положение о предпрофильной подготовке 

Положение о профильных классах

 

                   Проект «Профильное обучение в старшей ступени школы»

                                  Краткая аннотация проекта

 

  Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения 'мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни', приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.

 Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного и предпрофильного обучения по оборонно  - спортивному профилю. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей”.
  Необходимо уяснить понятие “профильное обучение”. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Рассмотрев «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования» коллектив поставил перед собой задачу: продумать систему профильного обучения, включающую основное и дополнительное образование, допрофессиональную подготовку на базе школы, а также связь школы с ВУЗами.

Необходимость введения оборонно-спортивного профиля обусловлена запросами рынка труда г. Тавда, где большая часть населения занята в системе МВД и ГУИН и возрастающим желанием выпускников средних школ города, связать свою профессиональную карьеру с данной системой. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов относится объединение усилий школы, общественности, учреждений, расположенных в городе  в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании.

Реализация данного направления в воспитательно-образовательном процессе позволит формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, вести профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

В результате школа выбрала направление работы по созданию класса оборонно-спортивного профиля, позволявшему учитывать интересы, склонность и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Был составлен план работы для реализации следующих задач:

1. Формирование комплекса нормативного, правового и программно-методического обеспечения оборонно-спортивного профиля.

2. Консолидация и координация деятельности школы, общественности, учреждений, расположенных в городе, для решения проблемы патриотического воспитания детей.

3. Физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

4. Составление программы мониторинговых исследований по профильному обучению.

5. Организация и реализация совместной деятельности школы и ВУЗов МВД по созданию возможностей для дальнейшей профессиональной карьеры учащихся.

6. Обеспечить учащимся возможность осознанного выбора профессии.


Цель эксперимента:

1.Отработка  модели профильного обучения.

2.Разработка и апробация системы работы в классе оборонно-спортивного профиля в условиях общеобразовательной школы.



 Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.

Задачи:

  Создание условий  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.

Укрепление материально-технической базы ОУ.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.

 Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.

Обоснование актуальности проекта

За последние годы в системе образования города произошли существенные изменения.

         В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

         На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:

  Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;

К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.

В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

 Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

В этих целях в школе:

создается класс предпрофильной подготовки из учащихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения 'поля возможностей и ответственности' - профориентационная, в которой принимают участие классные руководителя, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);

увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться… 'Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться'. Аввин Тоффлер ('Футуршок')

Выбор и обоснование профиля для старшей ступени школы

Наиболее оптимальным для нашей школы из предложенных в Концепции профильного обучения является оборонно-спортивный профиль для старшей ступени школьного образования.

Обоснование выбора:

Данный профиль предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем городе профессий.

Данный профиль отвечает запросам учащихся и родителей школы, судя по результатам проведенного опроса.

Данный профиль предполагает наличие педагогических кадров по физической культуре, которые имеются в нашей школе, обладают опытом и перспективны.

Нормативное основание для разработки проекта

Закон РФ "Об образовании".

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция профильного обучения.

Базисный учебный план РФ.  

Рабочий план реализации проекта

 


 

Основные направления деятельности

Мероприятия

Сроки исполнения

Организационное обеспечение реализации

проекта

1. Создать проектную группу по предпрофильному и профильному обучению

Май 2008г.

2. Создать организационный механизм по разработке системы предпрофильного и профильного обучения в школе

Май 2008г.

3. Апробировать профильное и предпрофильное обучение в, 9 , 10

2008-2010 уч.год

Нормативно-правовое обеспечение реализации

проекта

1. Обеспечить учителей школы програмно-методическими пособиями и рекомендациями для реализации проекта

в течение года

2. Организовать разработку мониторинга результатов реализации проекта

май 2009

2010г.

3. Разработать Положение о портфолио

Ноябрь 2009 г.

5. Подготовить приказ о создании предпрофильного обучения девятиклассников в ОУ

сентябрь 2009 г.

6. Подготовить приказ о создании профильного обучения на старшей ступени ( 10 класс)

сентябрь 2008

 

Информационное обеспечение проекта

1. Информирование педагогического коллектива и членов проектной группы о задачах работы

в течение года

2. Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми основами построения системы предпрофильной и профильной подготовки

октябрь-ноябрь 2008 г.

3. Создать банк актуальной педагогической информации по проблемам профильного обучения с открытым доступом через Интернет

в течение года

4. Создать в школе сайт, в который войдут разделы о лучшем опыте организации предпрофильного и профильного обучения

2009 г.

Кадровое обеспечение реализации проекта

1. Создать банк данных о педагогических кадрах для старшей профильной школы

2009- 2010 г.

2. Провести анализ кадрового потенциала школы с целью его использования в профильной школе

2009-

2010 уч-г.

Учебно-методическое обеспечение

1. Обучить педагогов, психолога и руководителей школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения

По плану

Повышения квалификации

2. Организовать повышение квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников, работающих на старшей ступени образования

2008-2010

3. Провести цикл семинаров, учебу, мастер классы, заседания кафедр, круглых столов, для педагогов, родителей о введении профильной и предпрофильной подготовки в школе

2008-2009 г.

4.Провести индивидуальные и групповые консультации по проблеме предпрофильной и профильной подготовки

в течение года

5. Изучить и распространить опыт организации предпрофильного и профильного обучения в городе, области

2008-2010 уч.год

6. Обобщить опыт работы по организации профильного обучения школы

май 2010 год

7. Провести инвентаризацию учебных программ профильных и элективных курсов, реализуемых в школе

январь 2010 г.

8. Провести инвентаризацию методических ресурсов (программ, учебников и п.р.) ОУ, реализующих профильное обучение

февраль 2010 г.

9. Создать банк учебных программ профильных и элективных курсов для реализации проекта

октябрь 2009 г.

10. Разработать учебные программы образовательных дисциплин с учетом конкретного профиля

2008-2010 уч.год

11. Разработать учебные программы элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9х класса

в течение года

Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность

1. Апробировать в школе психолого-педагогический инструментарий, позволяющий выявить образовательные потребности и профессиональные интересы школьников

в течение года

 

2. Разработать и апробировать модели организации

а) предпрофильного

б) профильного обучения

2008-2010

3. Провести экспертизу авторских учебных программ и программ элективных курсов для старших классов профильной и предпрофильной подготовки в 9 кл.

апрель-май

2010 г.

4. Провести пед. Мастерскую для педагогического коллектива школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения

март 2010 г.

Мотивационное обеспечение реализации проекта

1. Разработать систему оценки эффективности предпрофильного обучения: критериев, процедур оценки и т.д.

сентябрь-октябрь 2009

2. Разработать систему контроля за введением предпрофильного и профильного обучения

октябрь- ноябрь 2009

Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Создание модели профильного обучения в школе;

2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы;

3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования

4. Расширение возможностей социализации учащихся;

5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Оценка результатов

Основные аналитические задачи:

- Анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;

- Анализ успешности совместной деятельности участников проекта;

Критерии

1. Готовность педагогов работать в учебном году в профильных и предпрофильных классах.

2. Включенность педагогов в деятельность по реализации Концепции профильного образования.
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»