советы родителям
 

                                        ОФИЦИАЛЬНЫЙ        САЙТ                                        

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной  школы № 11 г. Тавды

Печать

советы мамам и папам

 

  

ЕСЛИ  РЕБЁНОК  ЛЕВША

 

Понаблюдайте, в какую руку ваш малыш берет погремуш­ку, ложку, расческу, как он складывает кубики и играет в пес­ке. Какая рука выполняет более активные движения?

 

Если ребенок берет карандаш и ручку в левую руку и при этом проводит ровные, аккуратные линии, значит, не исклю­чено, что в школе он будет писать левой рукой.

 

Не переучивайте левшу насильно! Дело вовсе не в руке, а в устройстве мозга.

 

Разрешите ребенку положить лист бумаги и держать руч­ку так, как ему удобно. Для разных детей естественны разные типы письма («крюком», параллельно строчке).

 

Не стоит усердствовать в пунктуальном соблюдении режи­ма: левше очень сложно соблюдать жесткие правила.

 

Никогда не сравнивайте левшу с другими, он не такой, как другие дети, и в этом его достоинство, а не недостаток.

 

Занимаясь с левшой, будьте терпеливы.

 

Не забывайте показывать маленькому левше, как нужно выполнять то или иное задание.

 

Не забывайте хвалить малыша даже за незначительные по­беды и достижения - это придаст ему сил и уверенности в себе.

 

Если малышу не удастся выполнить графическое задание, не нервничайте и не нервируйте ребенка. Вместе найдите ошиб­ки и попробуйте еще раз.

 

Берегите левшу от больших нервных нагрузок. Прежде все­го ребенок должен быть здоров. У здорового ребенка все полу­чится.

 

Никогда не упрекайте левшу за то, что он чего-то не умеет. Вместе найдите не только ошибки, но и пути их исправления. Помните, что ребенок не может знать и уметь всё.

Признайте за левшой право на неповторимость и индиви­дуальность, право быть другим.

 

Не забывайте, что левша очень эмоционален и раним, по­этому ругать его не только вредно, но и бесполезно. Он потеря­ет всякий интерес к учебе.

 

Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно, чтобы наши требования совпадали с его желаниями - узнать что-то новое, многому научиться в школе, а еще добиться ус­пеха.

 

Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!

 

МОДА  НА  ГЕНИЕВ  

              Западная  мода  на  воспитание гениев  докатилась и до           нас.  В психологические консульта­ции все чаще обращаются ро­дители, которые хотят подтвер­дить наличие исключительных способностей у своего малыша. А потом, даже если специалист не гарантирует, что из ребенка вырастет гений, родители нанимают малышу всевозможных репетиторов... Факт, что мама и папа хотят ви­деть своего кроху в числе лиде­ров, вовсе не должен удивлять. Сегодняшние родители — это люди, которые росли, учились и делали карьеру в постсовет­ский период. А ситуация в стране показала: для того чтобы до­стичь успеха, нужно приложить немало усилий. Наученные горьким опытом родители хотят облегчить жизнь своим детям и обеспечить им лучшую позицию уже на старте. Навстречу ожиданиям родите­лей идут учебные заведения. Частные детские сады предла­гают много факультативных уроков, появляются различные клубы и центры, где малыши могут развивать способности. Конечно, ничего плохого в том, чтобы заботиться об ин­теллектуальном развитии ребенка, нет. Но спе­циалисты советуют родителям не по­падаться в ловушку завышенных амбиций. Ведь на самом деле забота о ребенке должна служить ему во благо и совпадать, в первую очередь, с его интересами и желаниями, а не с модными тенденциями и нашим стремлением не отста­вать от подруг. Не нужно на­сильно принуждать сына учить­ся музыке, если он предпочита­ет играть в футбол. Может, стоит развивать именно этот талант? Парень наверняка будет счастлив. Как пианист по принуждению он все равно не выиграет на шопеновском конкурсе, но как хороший вратарь может по­пасть даже в сборную страны. И тогда вы будете им гордиться! Не следует начинать слишком рано обучать кроху. Перед вы­бором жизненной дороги необходимо хорошо присмотреться к ребенку и развивать его в том направлении, которое привле­кает ЕГО, а не НАС. И не де­лайте этого преждевременно Для малыша гораздо важнее научиться жить среди людей, чем получить определенную пор­цию знаний, то есть ему необходимо развиваться эмоционально и со­циально. Даже хорошо образован­ные дети не смогут выделиться из общей массы, если не сумеют себя подать. Для этого необхо­димы уверенность в себе и умение  сотрудничать. Ученые заметили, что слишком обширные знания могут тормозить творческое развитие, так как люди, которые много учатся, не придумывают новых решений, а только ищут готовые ответы. А эти ответы опираются на чужое мнение. Замечено, что более креативными являются те люди, которые исполь­зуют ум, а не знания.

 

УВЕРЕННОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ


  Дорогие мамы и папы! Вы, конечно, любите своего ребёнка. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребёнку неограниченную свободу, с которой он ещё не может справиться. Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: ребёнок ещё не умеет выстраивать причинно-следственные связи. Лучше всего действовать через игру. Перевоплатившись,скажем, в защитника крепости, малыш скорее поймёт, что незнакомца в дом пускать нельзя. Игра поможет устранить и некоторые недостатки детского характера. Агрессивность можно смягчить, поручая ребёнку роль доброго сказочного героя, непослушание – предлагая игру со строгими правилами.
  Постарайтесь не заострять внимание на детских страхах. Лучше расскажите сказку, в которой предмет страха предстанет в смешном виде или будет побеждён героями. И не обсуждайте свои тревоги при ребёнке.
  Внимательно слушайте своего ребёнка – в его жизни нет мелочей. Находите время расспросить, где он был, что нового видел. Заранее продумайте, как обратить на пользу неизбежное общение с улицей, как воспитать у ребёнка находчивость, решительность, умение не теряться в чрезвычайных ситуациях.
  Научите ребёнка организовывать свое время так, чтобы никуда не спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.
  Рассказывайте ребёнку о правилах безопасного поведения дома, на улице, в лесу, на воде и т. д. На это обучение не требуется специального времени: куда бы вы ни шли, обращайте внимание малыша на то, что ему важно знать. Ваши уроки безопасности, может быть, важнее любых других, потому что учат малыша защищать свою жизнь. Но постарайтесь избежать занудных нравоучений – делайте занятия короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы ребёнок с нетерпением ждал продолжения.

  ПРИМЕР
  “Не будите спящую собаку “
  Так говорят о сердитых людях, которых лишний раз лучше не раздражать. Это относится и к собаке. Посмотри, как сладко она спит, положив голову на лапы. Может быть, видит во сне вкусную косточку, а тут – ты со своими приставаниями!
  Чтобы ладить с собакой, надо чаще представлять себя в её шкуре.
  Если даже твоя замечательная и любимая собака может быть опасной, что уж говорить о дворовом псе! Он наверняка думает:“Какой – то наглец без разрешения зашёл на мою территорию да ещё скалит зубы, кричит и размахивает лапами! Надо его проучить!” А тебе казалось, что ты просто смеёшься и, жестикулируя громко рассказываешь что – то приятелям… Так что с собакой лучше не ссориться, а научиться понимать её. Если она лает и бьет хвостом – значит, пытается предостеречь. А уж если собака на тебя пристально смотрит, ощетинивается, рычит, набрасывается – поберегись, она собирается напасть!
  МУДРЫЕ СОВЕТЫ:

Не мешай собаке во время сна и еды.
Говори с ней спокойно и ничего у неё не отнимай.
Во время игр будь осторожен – ведь собака может не рассчитать свои силы и поцарапать тебя.
Никогда не убегай от собаки и не показывай ей своего страха. В народе говорят : “ На смелого собака лает, а трусливого кусает“.

 

ПОГОВОРИМ  О  ДОБРОТЕ

 

Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоцио­нальных состояниях, которые соответствуют этому поня­тию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

 

1.     Взрослый предлагает поиграть в игру «Угадай настрое­ние по рисунку».

Для этого дети выставляют свои рисун­ки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Вопросы:

— Какое настроение у мальчика?

— Похож ли он на рассерженного?

— А как вы догадались, что он сердит?

— Какое настроение у девочки?

— Почему у девочки хорошее настроение?

— А как вы определили, что у девочки веселое настрое­ние?

— А как чувствуете себя вы?

 

2. Упражнение «Помоги волшебнику».

Взрослый обращает внимание детей на то, что злой вол­шебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы — об игрушках, с которыми он иногда любит играть.

1)    Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался Зайка,

 Со скамейки слезть не мог.

 Весь до ниточки промок.

 

2)    Уронили Мишку на пол,

3)     Оторвали Мишке лапу —

4)    Все равно его не брошу,

5)    Потому что он хороший.

                                   (А. Барто)

У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел ра­зобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторва­ла лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

— Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и по­мочь волшебнику.

(Демонстрация трех портретов девочек с разными выра­жениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

— Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

— Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступ­ками:

— Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

— А эта девочка любит драться, обижать других, она ото­рвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

— А эта девочка добрая — всех жалеет.

 

3. Упражнение «Выручи из беды».

Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.

Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сде­лать им что-нибудь приятное.

Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказ­ку о птицах:

 

                                            Сказка о птицах

Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дуп­ле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...

Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все пти­цы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Веко­вечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, ког­да кто-то на других не похож!

Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудро­му Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»

Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей по­мощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радос­ти — какая жизнь?!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицвет­ном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы не­сказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебни­це. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рас­сыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному опе­рению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимород­кам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фи­олетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...

По окончании сказки волшебник говорит детям:

— Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Ра­дость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне из­бавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то поста­раюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов: станцевать буйный танец; потопать ногами;

рассказать о своих переживаниях. Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые! Взрослый знакомит детей и волшебников с народной муд­ростью: «Добрый человек добру учит».

3. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони». Старик сажал яблони. Ему сказали:

— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик ска­зал:

— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

По окончании рассказа взрослый обращается к детям с воп­росами:

— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, добро­желательным, сердечным.)

— Что доброго вы делали другим людям?

— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Ра­дость, умиление, восторг, счастье и т.п.)

Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта — это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное». — С чем можно сравнить добро?

(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цвета­ми, мамой.)

Волшебники обращают внимание на общее настроение груп­пы: оно очень хорошее, радостное — и предлагают повесе­литься вместе.

Игра «Чунга-чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чер­нокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были наде­ты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Ша-инского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напе­вали:

                                              Чудо-остров, чудо-остров,

                                              Жить на нем легко и просто,

                                             Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!..

4. Упражнение «Рисуем музыку».

Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музы­ку и «нарисовать» ее. Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знако­мить с новыми друзьями 

Административная и уголовная ответственность родителей

 

 

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

u  в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

u  за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

u  за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

u  за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

 

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

u  за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре­ступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

u  за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

u  в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

u  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жесто­ким обращением;

u  за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолет­ними детьми (до 14 лет).

Советы родителям:

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Зная природу ребенка, можно за­ключить, что всякое насилие, осо­бенно телесные наказания и избы­точная опека недопустимы в се­мье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.

П. Ф. Лесгафт

Становление и развитие правово­го государства, в котором централь­ное место занимают ценности лично­сти и моральный облик граждан, за­висят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в на­стоящее время остро ощущается не­обходимость в использовании всех воспитательных средств для разви­тия детей в духе уважения к челове­ческому достоинству и свободе.

Актуализация гуманистических и демократических ценностей общече­ловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в се­мье и детском саду нравственно-пра­вовых отношений.  Именно в семье, в микросоциальной среде, где форми­руются первые правовые и нрав­ственные понятия, где происходит первоначальное становление ребен­ка как личности с определенным пси­хическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия дет­ства.

У дошкольников безусловное до­верие к родителям: их словам, по­ступкам, оценкам. Они являются при­мером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимо­отношениями взрослых, в играх вос­производят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.

Существуют семьи с демократичес­ким и авторитарным стилями обще­ния (А.В. Мудрик). Стиль доброже­лательных взаимоотношений являет­ся действенным методом нравствен­ного воспитания детей.

Родители для ребенка должны быть:

источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;

близкими друзьями;

примером для подражания, авто­ритетом;

руководителями, высшей властью, судьями.

Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демо­кратическом стиле отношений:

1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, об­щения;

2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспита­ния;

3. Учитывать возрастные, индиви­дуальные, половые особенности де­тей;

4. Опираться на положительные качества детей.

К сожалению, большинство роди­телей придерживается авторитарно­го стиля поведения с детьми, не заме­чают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх пе­ред родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть не­искренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии ста­новления. Ему сложно ориентиро­ваться в своих чувствах и пережива­ниях, так как этому возрасту свой­ственно уникальное и уязвимое ка­чество души - доверие.

«Если человек безгранично дове­ряет другому, - писал В.А. Сухо-млинский, - он в какой-то мере ста­новится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и безза­щитностью ребенка».

Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ явля­ется оскорблением ребенка. Это са­мый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о пра­вах ребенка, семейным кодексом. За­коном об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвер­гаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.

Ежегодно 2 млн. детей до 12 лет избиваются родителями, в ре­зультате 10% детей погибают; 2 тыс. детей совершают самоубий­ство; более 50 тыс. детей уходят из дома (из выступления на пар­ламентских слушаниях А. Апариной, председателя ком. Гос. Думы РФ по делам опекунства, семьи и молодежи, от 16 мая 1999 г.).

ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вы­зывает страх и психический диском­форт у детей. Это:

u  словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребен­ка, вызвать чувство психологическо­го дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрос­лый не задумывается над последстви­ями своих слов;

u  публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;

u  шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;

u  наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение лич­ности ребенка;

u  лишение необходимых средств су­ществования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.

Насилие в отношении детей в лю­бой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и лич­ную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психи­ческого насилия». Все формы наси­лия вредны и могут оказать отрица­тельное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психичес­ких отклонений.

Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстанов­ке насилия, склонен разрешать кон­фликты с другими детьми, взрослы­ми и самим собой насильственным путем. Недаром народная мудрость гла­сит: «Что посеешь, то и пожнешь».


 

 
Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения