ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕВША
Понаблюдайте, в какую руку ваш малыш берет погремушку, ложку, расческу, как он складывает кубики и играет в песке. Какая рука выполняет более активные движения?
Если ребенок берет карандаш и ручку в левую руку и при этом проводит ровные, аккуратные линии, значит, не исключено, что в школе он будет писать левой рукой.
Не переучивайте левшу насильно! Дело вовсе не в руке, а в устройстве мозга.
Разрешите ребенку положить лист бумаги и держать ручку так, как ему удобно. Для разных детей естественны разные типы письма («крюком», параллельно строчке).
Не стоит усердствовать в пунктуальном соблюдении режима: левше очень сложно соблюдать жесткие правила.
Никогда не сравнивайте левшу с другими, он не такой, как другие дети, и в этом его достоинство, а не недостаток.
Занимаясь с левшой, будьте терпеливы.
Не забывайте показывать маленькому левше, как нужно выполнять то или иное задание.
Не забывайте хвалить малыша даже за незначительные победы и достижения - это придаст ему сил и уверенности в себе.
Если малышу не удастся выполнить графическое задание, не нервничайте и не нервируйте ребенка. Вместе найдите ошибки и попробуйте еще раз.
Берегите левшу от больших нервных нагрузок. Прежде всего ребенок должен быть здоров. У здорового ребенка все получится.
Никогда не упрекайте левшу за то, что он чего-то не умеет. Вместе найдите не только ошибки, но и пути их исправления. Помните, что ребенок не может знать и уметь всё.
Признайте за левшой право на неповторимость и индивидуальность, право быть другим.
Не забывайте, что левша очень эмоционален и раним, поэтому ругать его не только вредно, но и бесполезно. Он потеряет всякий интерес к учебе.
Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно, чтобы наши требования совпадали с его желаниями - узнать что-то новое, многому научиться в школе, а еще добиться успеха.
Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!
МОДА НА ГЕНИЕВ
Западная мода на воспитание гениев докатилась и до нас. В психологические консультации все чаще обращаются родители, которые хотят подтвердить наличие исключительных способностей у своего малыша. А потом, даже если специалист не гарантирует, что из ребенка вырастет гений, родители нанимают малышу всевозможных репетиторов... Факт, что мама и папа хотят видеть своего кроху в числе лидеров, вовсе не должен удивлять. Сегодняшние родители — это люди, которые росли, учились и делали карьеру в постсоветский период. А ситуация в стране показала: для того чтобы достичь успеха, нужно приложить немало усилий. Наученные горьким опытом родители хотят облегчить жизнь своим детям и обеспечить им лучшую позицию уже на старте. Навстречу ожиданиям родителей идут учебные заведения. Частные детские сады предлагают много факультативных уроков, появляются различные клубы и центры, где малыши могут развивать способности. Конечно, ничего плохого в том, чтобы заботиться об интеллектуальном развитии ребенка, нет. Но специалисты советуют родителям не попадаться в ловушку завышенных амбиций. Ведь на самом деле забота о ребенке должна служить ему во благо и совпадать, в первую очередь, с его интересами и желаниями, а не с модными тенденциями и нашим стремлением не отставать от подруг. Не нужно насильно принуждать сына учиться музыке, если он предпочитает играть в футбол. Может, стоит развивать именно этот талант? Парень наверняка будет счастлив. Как пианист по принуждению он все равно не выиграет на шопеновском конкурсе, но как хороший вратарь может попасть даже в сборную страны. И тогда вы будете им гордиться! Не следует начинать слишком рано обучать кроху. Перед выбором жизненной дороги необходимо хорошо присмотреться к ребенку и развивать его в том направлении, которое привлекает ЕГО, а не НАС. И не делайте этого преждевременно Для малыша гораздо важнее научиться жить среди людей, чем получить определенную порцию знаний, то есть ему необходимо развиваться эмоционально и социально. Даже хорошо образованные дети не смогут выделиться из общей массы, если не сумеют себя подать. Для этого необходимы уверенность в себе и умение сотрудничать. Ученые заметили, что слишком обширные знания могут тормозить творческое развитие, так как люди, которые много учатся, не придумывают новых решений, а только ищут готовые ответы. А эти ответы опираются на чужое мнение. Замечено, что более креативными являются те люди, которые используют ум, а не знания.
УВЕРЕННОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ
Дорогие мамы и папы! Вы, конечно, любите своего ребёнка. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребёнку неограниченную свободу, с которой он ещё не может справиться. Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: ребёнок ещё не умеет выстраивать причинно-следственные связи. Лучше всего действовать через игру. Перевоплатившись,скажем, в защитника крепости, малыш скорее поймёт, что незнакомца в дом пускать нельзя. Игра поможет устранить и некоторые недостатки детского характера. Агрессивность можно смягчить, поручая ребёнку роль доброго сказочного героя, непослушание – предлагая игру со строгими правилами.
Постарайтесь не заострять внимание на детских страхах. Лучше расскажите сказку, в которой предмет страха предстанет в смешном виде или будет побеждён героями. И не обсуждайте свои тревоги при ребёнке.
Внимательно слушайте своего ребёнка – в его жизни нет мелочей. Находите время расспросить, где он был, что нового видел. Заранее продумайте, как обратить на пользу неизбежное общение с улицей, как воспитать у ребёнка находчивость, решительность, умение не теряться в чрезвычайных ситуациях.
Научите ребёнка организовывать свое время так, чтобы никуда не спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.
Рассказывайте ребёнку о правилах безопасного поведения дома, на улице, в лесу, на воде и т. д. На это обучение не требуется специального времени: куда бы вы ни шли, обращайте внимание малыша на то, что ему важно знать. Ваши уроки безопасности, может быть, важнее любых других, потому что учат малыша защищать свою жизнь. Но постарайтесь избежать занудных нравоучений – делайте занятия короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы ребёнок с нетерпением ждал продолжения.
ПРИМЕР
“Не будите спящую собаку “
Так говорят о сердитых людях, которых лишний раз лучше не раздражать. Это относится и к собаке. Посмотри, как сладко она спит, положив голову на лапы. Может быть, видит во сне вкусную косточку, а тут – ты со своими приставаниями!
Чтобы ладить с собакой, надо чаще представлять себя в её шкуре.
Если даже твоя замечательная и любимая собака может быть опасной, что уж говорить о дворовом псе! Он наверняка думает:“Какой – то наглец без разрешения зашёл на мою территорию да ещё скалит зубы, кричит и размахивает лапами! Надо его проучить!” А тебе казалось, что ты просто смеёшься и, жестикулируя громко рассказываешь что – то приятелям… Так что с собакой лучше не ссориться, а научиться понимать её. Если она лает и бьет хвостом – значит, пытается предостеречь. А уж если собака на тебя пристально смотрит, ощетинивается, рычит, набрасывается – поберегись, она собирается напасть!
МУДРЫЕ СОВЕТЫ:
Не мешай собаке во время сна и еды.
Говори с ней спокойно и ничего у неё не отнимай.
Во время игр будь осторожен – ведь собака может не рассчитать свои силы и поцарапать тебя.
Никогда не убегай от собаки и не показывай ей своего страха. В народе говорят : “ На смелого собака лает, а трусливого кусает“.
ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ
Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».
1. Взрослый предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку».
Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Вопросы:
— Какое настроение у мальчика?
— Похож ли он на рассерженного?
— А как вы догадались, что он сердит?
— Какое настроение у девочки?
— Почему у девочки хорошее настроение?
— А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
— А как чувствуете себя вы?
2. Упражнение «Помоги волшебнику».
Взрослый обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы — об игрушках, с которыми он иногда любит играть.
1) Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался Зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
2) Уронили Мишку на пол,
3) Оторвали Мишке лапу —
4) Все равно его не брошу,
5) Потому что он хороший.
(А. Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:
— Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!
Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
(Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
— Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
— Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
— Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
— А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
— А эта девочка добрая — всех жалеет.
3. Упражнение «Выручи из беды».
Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное.
Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах:
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...
Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож!
Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»
Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости — какая жизнь?!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимородкам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...
По окончании сказки волшебник говорит детям:
— Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов: станцевать буйный танец; потопать ногами;
рассказать о своих переживаниях. Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые! Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью: «Добрый человек добру учит».
3. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони». Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным.)
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, умиление, восторг, счастье и т.п.)
Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта — это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное». — С чем можно сравнить добро?
(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.)
Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: оно очень хорошее, радостное — и предлагают повеселиться вместе.
Игра «Чунга-чанга»
Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Ша-инского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевали:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!..
4. Упражнение «Рисуем музыку».
Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее. Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями
Административная и уголовная ответственность родителей
Административная ответственность
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
u в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
u за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
u за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
u за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.
Уголовная ответственность
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
u за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
u за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
u в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
u за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
u за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.
Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).
Советы родителям:
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
Зная природу ребенка, можно заключить, что всякое насилие, особенно телесные наказания и избыточная опека недопустимы в семье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.
П. Ф. Лесгафт
Становление и развитие правового государства, в котором центральное место занимают ценности личности и моральный облик граждан, зависят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в настоящее время остро ощущается необходимость в использовании всех воспитательных средств для развития детей в духе уважения к человеческому достоинству и свободе.
Актуализация гуманистических и демократических ценностей общечеловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в семье и детском саду нравственно-правовых отношений. Именно в семье, в микросоциальной среде, где формируются первые правовые и нравственные понятия, где происходит первоначальное становление ребенка как личности с определенным психическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия детства.
У дошкольников безусловное доверие к родителям: их словам, поступкам, оценкам. Они являются примером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, в играх воспроизводят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.
Существуют семьи с демократическим и авторитарным стилями общения (А.В. Мудрик). Стиль доброжелательных взаимоотношений является действенным методом нравственного воспитания детей.
Родители для ребенка должны быть:
источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;
близкими друзьями;
примером для подражания, авторитетом;
руководителями, высшей властью, судьями.
Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демократическом стиле отношений:
1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, общения;
2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспитания;
3. Учитывать возрастные, индивидуальные, половые особенности детей;
4. Опираться на положительные качества детей.
К сожалению, большинство родителей придерживается авторитарного стиля поведения с детьми, не замечают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх перед родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть неискренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, так как этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.
«Если человек безгранично доверяет другому, - писал В.А. Сухо-млинский, - он в какой-то мере становится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и беззащитностью ребенка».
Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ является оскорблением ребенка. Это самый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о правах ребенка, семейным кодексом. Законом об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвергаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.
Ежегодно 2 млн. детей до 12 лет избиваются родителями, в результате 10% детей погибают; 2 тыс. детей совершают самоубийство; более 50 тыс. детей уходят из дома (из выступления на парламентских слушаниях А. Апариной, председателя ком. Гос. Думы РФ по делам опекунства, семьи и молодежи, от 16 мая 1999 г.).
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вызывает страх и психический дискомфорт у детей. Это:
u словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребенка, вызвать чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрослый не задумывается над последствиями своих слов;
u публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;
u шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;
u наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение личности ребенка;
u лишение необходимых средств существования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.
Насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психического насилия». Все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психических отклонений.
Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстановке насилия, склонен разрешать конфликты с другими детьми, взрослыми и самим собой насильственным путем. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».