Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                        ОФИЦИАЛЬНЫЙ        САЙТ                                        

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной  школы № 11 г. Тавды

открытые уроки

 

 

 

Интегрированный урок

Окружающий мир и информатика

(4 класс)

 

Тема: Зона лесов.

Создание и использование на уроке презентации Powеr Рoint.

 

Цели урока: 1. Познакомить с зоной лесов, через использования информационных технологии.

 2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность.

 3. Продолжить на основе диалектико – материалистического мировоззрения   формировать представление о связях природы и человека, в том числе и между компонентами леса.

 4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: интерактивная доска, диски.

«…это всегда так бывает

Чтобы полюбить надо узнать,

Не зная, нельзя любить

Кто любит лес, тот будет его беречь…»

Д.Н. Кайгородов

 

                                                    Ход урока.

 

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие  ребята!

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с зоной лесов и  вспомним  создание  и использование на уроке презентации Powеr Roint.

Урок у нас будет необычным, но прежде, чем его начать я хочу спросить, а любите ли вы смотреть телевизор? А знаете ли Вы какой телевизионный канал самый лучший? ( 1, НТВ, ОТВ и т.Д.)

Ошибаетесь. Самый лучший канал – это «Природа и мы».

А почему этот канал самый лучший? Да потому, что у него крутой продюсер и зовут его Лесовичок.

Ведущий:

- Добрый день милые дети и дорогие взрослые!

Мне очень приятно, что вы сейчас уютно устроились перед телеэкранами и смотрите нашу замечательную программу. Не переключайтесь на другие каналы, оставайтесь с телеведущей  Куреневой  Екатериной.

 Мы  начинаем  наше вещание  «Природа и мы». Сегодня в выпуске:

- Географический обзор леса;

- Растения леса;

- Животные леса;

- Лес и человек. Об этом и другом более подробно.

 

Географический обзор леса.

Учитель: Леса России широко раскинулись на карте нашей страны. Это зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, Является лес.

 ( используется карта и таблицы).

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Солнце здесь поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли.

Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче.

В течение года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре. Здесь преобладают подзолистые почвы.

 Сегодня  у нас в гостях  главный лесничий Денис  и его помощники.

Угадайте загадка

   Его весной и летом

   Мы видели одетым

   А осенью с бедняжки

   Сорвали все рубашки,

   Но зимние метели

    В лесах его одели

                                (Дерево)

  Информатика.

- Докажите, что это дерево.

Какие деревья растут в лесу?

- Каким одним словом можем объединить ель, сосну, кедр?  (Хвойные деревья) Презентация.

- Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья?  (Хвойный)

- Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен, липу, ясень?

(Лиственные деревья) Презентация

- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)

- А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный) (Презентация)

Лесничий: - Ребята, отгадайте мою загадку.   

 

Учитель:    Про какие деревья загадка?

                   Что же это за девица:

                   Не швея, не мастерица,

                   Ничего сама не шьет,

                   А в иголках круглый год.  (Ель, сосна)

Работа с гербарием.

Сравните веточку сосны и ели. В чем сходство, а в чем различие?

 

 

Сосна – хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых высотой до 50 м.  Ствол прямой, покрыт красно – бурой,  растрескивающейся корой.

Листья (хвоя) – длинные, жесткие, игловидные, темно – зеленые, попарно расположены на укороченных побегах, сохраняются 2-3 года.

 Шишки располагаются на одном  и том же дереве на верхушках побегов, серовато – коричневые, семена созревают через 18 месяцев. В марте выпадают из почек, вскоре прорастают. Семена удлиненно – яйцевидные. Живет до 350 – 400 лет

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека.

 

   Ель  дерево семейства сосновых до 35 (50) м высоты,  листочки хвоинки, короткие, колкие, отходящие от стебля по одной. Они опадают не все сразу, как  листья у лиственных деревьев, а  постепенно, в течение нескольких лет, поэтому это дерево круглый год зеленое.  Диаметр ствола может достигать 1 м. Кора серая, отслаивающаяся у старых деревьев тонкими чешуйками; ветви несколько пониклые.

  Зрелые шишки крупные, свисающие; семена темно – бурые с крылаткой. Цветет в мае, семена созревают осенью, рассеиваются в конце следующего года. Урожайные годы повторяются через 4 – 5 лет.

 Ель  влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

Живет 250 – 300 лет.

 

Сходство: хвойные деревья,  семейство сосновых,  высота дерева до 50 м, ствол прямой, листья (хвоя), семена содержатся в шишках, средняя продолжительность деревьев 300 – 400 лет.

Отличия найдем в тексте.

Это интересно.

Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было еще на земле зеленых лиственных лесов. Недаром жесткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшая на Земле птица. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору

 

 

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

 

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок.

 

 Лесничий: - А можно я  ребятам еще одну загадку задам?

 Еще отгадайте загадку:

         Клейкие почки,

         Зеленые листочки,

         С белой корой

         Стоит под горой.

                              ( Береза) (Гербарий)

- Как отличить березу от других деревьев?

 - Какую песню вы знаете о березе?

  Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.

 Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими темно-коричневыми листьями.

        С колпачком на голове,

         Будто в путь готовый,

         Он скрывается в листве,

         Дуба золотого.

                           (Желудь)  (Гербарий)

 Желуди – это семена дуба. Спасибо за увлекательный рассказ.

А сейчас на  нашем канале реклама.

Не переключайте ваш телевизор на другие каналы, оставайтесь с нами!

Физминутка.

 Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит

(Отводят руку в указанную сторону и смотрят)

Снежинки в небе кружатся

(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

(Прыжки)

А вон там волчище рыщет,

Он себе добычу ищет!

(Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас!

(Приседают, прячась.)

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит!

(Имитируют сон.)

Пролетают снегири.

(Имитируют полет птиц)

Как они красивы!

(Отводят руку и прослеживают взглядом)

В лесу красота и покой.

(Разводят руки в стороны)

А нам пора домой.

(садятся на свои места.)

Вы смотрите увлекательную  передачу «Природа и мы», я ее ведущая Куренева Екатерина.

В студии у нас  очередной гость охотовед. Это охотовед Павел. Вам слово.

- Ребята, а вы знаете чем занимается охотовед? Правильно.

А давайте с вами немного поиграем? Я хочу проверить, как вы знаете животный мир наших лесов?

 

  Вопросы:

1.     Какой зверь самый чистоплотный (б ****к) (барсук)

2.     Что теряет лось каждую зиму?  (р**а) (рога)

3.     Какое животное живет всегда под землей? (к**т) (крот)

4.     У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни ( б**р) (бобр)

5.     Какие животные живут в наших лесах? А еще каких животных знаете?

 

Об этом и другом более подробно в нашем следующем сюжете.

1.  Возле дуба острым  рылом,

Деловито землю рыл он,

Видно, желуди искал

Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был

(Кабан) (Информация о кабане)

2.

     Он, как елка, весь в иголках,

     Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий,

     И хотя он очень колкий,

     Он в лесу живет, он вхож

      И в сады, отважный… ( еж) (Информация о еже)

 

3. Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый –краса!

    А зовут ее… (лиса) (Информация о лисе)

 

4. В яме спит зимою длинной,

  Но чуть станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется….(медведь) (Информация о медведе)

 

5.Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвистоногий,

 Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

 Коль такого довелось

Встретить, знайте, это (лось) ( Информация о  лосе)

 Домашнее задание к следующему уроку составить небольшую  презентацию о поведении и жизни любого животного. Информацию можно взять в энциклопедиях, можно выйти в Интернет, использовать диски, можно использовать учебник страницы 139-145.

 

Лес – это не только огромный дом с разнообразием квартир для животных, но и большая столовая  для них с разнообразной пищей.

 

Составьте цепи питания из трех четырех звеньев.

Ведущий:

Что, дорогие телезрители, насиделись, наших ведущих наслушались? Не пора ли нам отдохнуть.

Физминутка  (Для глаз)

Мы продолжаем  увлекательную  передачу «Природа и мы», я ее ведущая Куренева Екатерина.

 

Когда -то Земля с полным основанием могла быть названа планетой лесов. Лес – это своеобразный богатый и сложный мир, преданный, бескорыстный и постоянный спутник человека. Он очищает воздух, сохраняет реки, залечивает раны земли и придает пашне новые силы. В  благодарность за это люди называют его «зеленым другом», «зеленой кладовой» и другими идущими от сердца нежными словами. Однако, в настоящее время две трети лесов уничтожены. Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен. Отношение к лесу – показатель культуры. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в конституции. Лес – часть природы. Чтобы правильно относиться к лесам нашей местности,  а город Тавда считается городом леса, нужно знать по каким законом лес живет.

И в заключении я хочу вам предложить рассказ, в котором автор допустил очень многое ошибок.

С веселой музыкой люди шагали по лесу. По дороге им попались грибы. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди устроили привал. Они быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах они нашли гнездо какой – то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали протыкать ими весь муравейник.

Ведущая: А поэтому:

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

А я с вами прощаюсь. До скорой встречи друзья!

Ребята, давайте помнить, что наша школа является школой - высокой экологической культуры. Педагогический коллектив совместно с учащимися занял в этом году 3 место в Областном конкурсе «Школа – высокой экологической культуры», 4 декабря прошло награждение в г. Екатеринбурге.

В заключении мы предлагаем Вам, уважаемые гости, буклеты, а вам, ребята, памятки как правильно вести себя в лесу.

 

 - скачать презентацию

 


 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"