Интегрированный урок
Окружающий мир и информатика
(4 класс)
Тема: Зона лесов.
Создание и использование на уроке презентации Powеr Рoint.
Цели урока: 1. Познакомить с зоной лесов, через использования информационных технологии.
2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность.
3. Продолжить на основе диалектико – материалистического мировоззрения формировать представление о связях природы и человека, в том числе и между компонентами леса.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: интерактивная доска, диски.
«…это всегда так бывает
Чтобы полюбить надо узнать,
Не зная, нельзя любить
Кто любит лес, тот будет его беречь…»
Д.Н. Кайгородов
Ход урока.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята!
Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с зоной лесов и вспомним создание и использование на уроке презентации Powеr Roint.
Урок у нас будет необычным, но прежде, чем его начать я хочу спросить, а любите ли вы смотреть телевизор? А знаете ли Вы какой телевизионный канал самый лучший? ( 1, НТВ, ОТВ и т.Д.)
Ошибаетесь. Самый лучший канал – это «Природа и мы».
А почему этот канал самый лучший? Да потому, что у него крутой продюсер и зовут его Лесовичок.
Ведущий:
- Добрый день милые дети и дорогие взрослые!
Мне очень приятно, что вы сейчас уютно устроились перед телеэкранами и смотрите нашу замечательную программу. Не переключайтесь на другие каналы, оставайтесь с телеведущей Куреневой Екатериной.
Мы начинаем наше вещание «Природа и мы». Сегодня в выпуске:
- Географический обзор леса;
- Растения леса;
- Животные леса;
- Лес и человек. Об этом и другом более подробно.
Географический обзор леса.
Учитель: Леса России широко раскинулись на карте нашей страны. Это зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, Является лес.
( используется карта и таблицы).
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Солнце здесь поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли.
Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче.
В течение года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре. Здесь преобладают подзолистые почвы.
Сегодня у нас в гостях главный лесничий Денис и его помощники.
Угадайте загадка
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В лесах его одели
(Дерево)
Информатика.
- Докажите, что это дерево.
Какие деревья растут в лесу?
- Каким одним словом можем объединить ель, сосну, кедр? (Хвойные деревья) Презентация.
- Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? (Хвойный)
- Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен, липу, ясень?
(Лиственные деревья) Презентация
- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)
- А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный) (Презентация)
Лесничий: - Ребята, отгадайте мою загадку.
Учитель: Про какие деревья загадка?
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Работа с гербарием.
Сравните веточку сосны и ели. В чем сходство, а в чем различие?
Сосна – хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых высотой до 50 м. Ствол прямой, покрыт красно – бурой, растрескивающейся корой.
Листья (хвоя) – длинные, жесткие, игловидные, темно – зеленые, попарно расположены на укороченных побегах, сохраняются 2-3 года.
Шишки располагаются на одном и том же дереве на верхушках побегов, серовато – коричневые, семена созревают через 18 месяцев. В марте выпадают из почек, вскоре прорастают. Семена удлиненно – яйцевидные. Живет до 350 – 400 лет
Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека.
Ель – дерево семейства сосновых до 35 (50) м высоты, листочки хвоинки, короткие, колкие, отходящие от стебля по одной. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому это дерево круглый год зеленое. Диаметр ствола может достигать 1 м. Кора серая, отслаивающаяся у старых деревьев тонкими чешуйками; ветви несколько пониклые.
Зрелые шишки крупные, свисающие; семена темно – бурые с крылаткой. Цветет в мае, семена созревают осенью, рассеиваются в конце следующего года. Урожайные годы повторяются через 4 – 5 лет.
Ель – влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.
Живет 250 – 300 лет.
Сходство: хвойные деревья, семейство сосновых, высота дерева до 50 м, ствол прямой, листья (хвоя), семена содержатся в шишках, средняя продолжительность деревьев 300 – 400 лет.
Отличия найдем в тексте.
Это интересно.
Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было еще на земле зеленых лиственных лесов. Недаром жесткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшая на Земле птица. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору
Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.
Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок.
Лесничий: - А можно я ребятам еще одну загадку задам?
Еще отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
( Береза) (Гербарий)
- Как отличить березу от других деревьев?
- Какую песню вы знаете о березе?
Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.
Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими темно-коричневыми листьями.
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве,
Дуба золотого.
(Желудь) (Гербарий)
Желуди – это семена дуба. Спасибо за увлекательный рассказ.
А сейчас на нашем канале реклама.
Не переключайте ваш телевизор на другие каналы, оставайтесь с нами!
Физминутка.
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит
(Отводят руку в указанную сторону и смотрят)
Снежинки в небе кружатся
(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки)
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
(Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас!
(Приседают, прячась.)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
(Имитируют сон.)
Пролетают снегири.
(Имитируют полет птиц)
Как они красивы!
(Отводят руку и прослеживают взглядом)
В лесу красота и покой.
(Разводят руки в стороны)
А нам пора домой.
(садятся на свои места.)
Вы смотрите увлекательную передачу «Природа и мы», я ее ведущая Куренева Екатерина.
В студии у нас очередной гость охотовед. Это охотовед Павел. Вам слово.
- Ребята, а вы знаете чем занимается охотовед? Правильно.
А давайте с вами немного поиграем? Я хочу проверить, как вы знаете животный мир наших лесов?
Вопросы:
1. Какой зверь самый чистоплотный (б ****к) (барсук)
2. Что теряет лось каждую зиму? (р**а) (рога)
3. Какое животное живет всегда под землей? (к**т) (крот)
4. У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни ( б**р) (бобр)
5. Какие животные живут в наших лесах? А еще каких животных знаете?
Об этом и другом более подробно в нашем следующем сюжете.
1. Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был
(Кабан) (Информация о кабане)
2.
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий,
И хотя он очень колкий,
Он в лесу живет, он вхож
И в сады, отважный… ( еж) (Информация о еже)
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый –краса!
А зовут ее… (лиса) (Информация о лисе)
4. В яме спит зимою длинной,
Но чуть станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется….(медведь) (Информация о медведе)
5.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвистоногий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это (лось) ( Информация о лосе)
Домашнее задание к следующему уроку составить небольшую презентацию о поведении и жизни любого животного. Информацию можно взять в энциклопедиях, можно выйти в Интернет, использовать диски, можно использовать учебник страницы 139-145.
Лес – это не только огромный дом с разнообразием квартир для животных, но и большая столовая для них с разнообразной пищей.
Составьте цепи питания из трех четырех звеньев.
Ведущий:
Что, дорогие телезрители, насиделись, наших ведущих наслушались? Не пора ли нам отдохнуть.
Физминутка (Для глаз)
Мы продолжаем увлекательную передачу «Природа и мы», я ее ведущая Куренева Екатерина.
Когда -то Земля с полным основанием могла быть названа планетой лесов. Лес – это своеобразный богатый и сложный мир, преданный, бескорыстный и постоянный спутник человека. Он очищает воздух, сохраняет реки, залечивает раны земли и придает пашне новые силы. В благодарность за это люди называют его «зеленым другом», «зеленой кладовой» и другими идущими от сердца нежными словами. Однако, в настоящее время две трети лесов уничтожены. Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен. Отношение к лесу – показатель культуры. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в конституции. Лес – часть природы. Чтобы правильно относиться к лесам нашей местности, а город Тавда считается городом леса, нужно знать по каким законом лес живет.
И в заключении я хочу вам предложить рассказ, в котором автор допустил очень многое ошибок.
С веселой музыкой люди шагали по лесу. По дороге им попались грибы. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди устроили привал. Они быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах они нашли гнездо какой – то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали протыкать ими весь муравейник.
Ведущая: А поэтому:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
А я с вами прощаюсь. До скорой встречи друзья!
Ребята, давайте помнить, что наша школа является школой - высокой экологической культуры. Педагогический коллектив совместно с учащимися занял в этом году 3 место в Областном конкурсе «Школа – высокой экологической культуры», 4 декабря прошло награждение в г. Екатеринбурге.
В заключении мы предлагаем Вам, уважаемые гости, буклеты, а вам, ребята, памятки как правильно вести себя в лесу.
- скачать презентацию